П Р Е С С А
Народная артистка России Александра Захарова: "Не хочу оставаться пожилой Ассоль"
Родная газета, Москва, от 25.07.2003
Александра Захарова - дочь знаменитого режиссера Марка Захарова, народная артистка России, теперь уже дважды лауреат Государственной премии: сначала за Нину Заречную в "Чайке" и только что за императрицу Екатерину в "Шуте Балакиреве".
- Твоя жизнь не кажется тебе фантастической?
- Но первые двенадцать лет после окончания Вахтанговского училища я провела в массовке Ленкома... А приглашали меня сразу пять театров. Но я была уже больна Ленкомом. Решая брать не брать, отец устроил тайное голосование худсовета. Взяли.
- Как ты называешь отца во время репетиций?
- Марк Анатольевич, но на ты. Звать его в театре папой глупо и неловко.
- Может быть, эти двенадцать пустых лет отец дома с тобой занимался, чтобы приготовить необыкновенный дебют?
- Нет, куда больше внимания уделяла мне мама, в молодости очень талантливая актриса, все бросившая, чтобы быть рядом с отцом. Она и в училище меня готовила. А вообще, я очень благодарна Глебу Анатольевичу Панфилову, кинорежиссеру, мужу Инны Михайловны Чуриковой, который пришел в Ленком ставить "Гамлета" и дал мне Офелию.
- Значит, твоя актерская биография началась с "Гамлета" Панфилова?
- С фильма "Криминальный талант". Режиссер Сергей Ашкенази пригласил меня сниматься. На пробах я выиграла соревнование чуть ли не у двадцати актрис.
- Толстой говорил, что счастье и горе в жизни человека распределены поровну. Чем ты платишь за эту счастливую судьбу?
- (После паузы.) Не хочется об этом говорить.
- Говорят, чем больше актриса работает, тем лучше она выглядит. Ты смотришься замечательно. Ничего с лицом не делаешь? Не колешь, не подрезаешь?
- Боже упаси!
- А почему ты такая худая и стройная?
- Я не ем.
- Вообще? Никогда?
- Ем, но немного. В Германии, где ежегодно должен лечиться отец, врач-немец сказал мне, что можно есть все, что хочешь, но только половину порции.
- Ты крепко стоишь на ногах. И никто тебя не оспаривает, как папину дочку?
- Оспаривают-оспаривают! И за спиной судачат!
- Ты с кем-то близка, дружишь в труппе?
- Ни с кем. Стараюсь иметь со всеми ровные отношения. Ко мне, по-моему, неплохо относятся. Когда актеры благополучны, они становятся добрее, а у нас все заняты работой, много снимаются. Меня и приняли по-доброму. Наверное, потому, что любят и уважают отца.
- Ты можешь сделать кому-нибудь замечание? Наорать на кого-нибудь в сердцах, как в театре бывает?
- Нет. Нельзя, не имею права.
- Какая умная девочка!
- Я не умная. Я трусливая. (Смеется.)
- Мне говорили, что Саша Захарова отключает телефон, чтобы не слышать гадостей в трубке.
- Бывало. Но нужно прощать. Марк Анатольевич в работе забывает зло и никому не мстит.
- Кто ты - лирико-драматическая или жанровая, характерная актриса?
- Думаю, что характерная, но стараюсь быть разной. И еще есть такое жестокое понятие, как возраст. Мне бы очень не хотелось навсегда остаться "пожилой Ассоль". Мне бы хотелось заматереть и в будущем сыграть, например, Гурмыжскую в "Лесе". Возраст вообще следует принимать философски. Не мучиться, не бороться с ним. Я вечной девочкой быть не хочу.
- В театре ты знаешь одного-единственного режиссера - Марка Захарова. Тебе не хочется попробовать поработать еще и с другими?
- Я очень горжусь моим отцом. В искусстве верю ему не на сто, не на двести процентов, а абсолютно. Он для меня гений. Я не все еще взяла от него. Пусть будет дольше так, как есть. Дай только Бог ему здоровья... Вот он поставил спектакль "Чайка", который я считаю грандиозным. Мы возили "Чайку" в Японию и собирали там многотысячные залы. Спокойные, выдержанные японцы аплодировали так, как будто приехал рок-ансамбль. Заплаканные появлялись за кулисами. У нас была переводчица Йоко, которая пришла к отцу в слезах и объявила, что очень хочет выйти замуж за русского, чтобы "мучиться". "Чайка" сегодня современна, актуальна. Ведь это страшно, что майских жуков уже нет и что журавли давно записаны в Красную книгу...
- Что ты сыграла в Екатерине в "Шуте Балакиреве"?
- Любовь. Петр был великий и фантастически любил эту женщину. При его бешеном темпераменте ни разу ее не ударил. Когда гневался, расставлял вокруг супруги зеркала и бил палкой по отражениям. Екатерина хотела быть похожей на мужа, продолжить дело Петра, но пережила его всего на полтора года. Мистически общалась с Петром во снах. У них была немыслимая связь. Она могла ему изменить, как и он ей, но жить без него не могла, спилась и быстро умерла от чахотки. "Шута Балакирева" мы репетировали мучительно и радостно. Я не заметила, как прошла зима, наступила весна...
- Чем ты занимаешься кроме театра?
- Театром. И конечно, кино. И книжки читаю.
- Снимаешься много?
- Недавно у Елены Райской в сериале "Другая жизнь".
- А зачем тебе сериалы, ты ведь обеспеченный человек?
- Очень хочется сниматься!
- После такого тяжелого года где ты собираешься отдыхать?
- Не было у меня никакого тяжелого года. Я играла шестнадцать спектаклей в месяц, и это было счастьем, а перерывы между спектаклями - несчастье. Я в отпуск не хочу, а хочу, чтобы лето кончилось и начался сезон, репетиции нового спектакля - "Последняя жертва". В кино у меня тоже есть интересный проект, но я боюсь рассказывать о нем, чтобы не сглазить,
- Роли Юлии Тугиной, последней жертвы, боишься?
- Боюсь.
- Отцу говорила?
- Говорила.
- А он что говорит?
- Чтобы не боялась.
Беседовала Вера Максимова
|
|
|